Информация для абитуриента
О выборе своей будущей профессии надо думать заранее, а не за неделю до последнего школьного звонка. Каким же правилам надо следовать?
- Для начала изучите весь спектр институтов, колледжей и лицеев области, выясните, по каким профессиям они готовят специалистов.
- Прежде чем поступить на курсы или подать документы, спросите в данном учебном заведении лицензию. Проверьте, указана ли там интересующая вас профессия.
- Узнайте. Каков порядок приёма в это учебное заведение. Сейчас во многих высших заведениях существует порядок проведения так называемых олимпиад (экзаменов), которые проводятся в зимний период. Набравшие высокие баллы считаются прошедшими конкурс и зачисляются на первый курс, освобождаясь от летних вступительных экзаменов.
- Выясните, когда нужно подавать заявление, какие документы для этого предоставить и, самое главное, какие экзамены необходимо сдавать.
- Узнайте, является заведение государственным или негосударственным, кто его учредитель, есть ли лицензия на право профессиональной образовательной деятельности. Каков размер платы за обучение? Какие имеются формы обучения: Дневная, вечерняя, заочная, экстернат, какова продолжительность обучения и по каким специальностям осуществляется профессиональная подготовка.
- Выясните. Есть ли какие-то особенные требования к поступающим: ограничения по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, специальным способностям? Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы), есть ли база для прохождения практики?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в
трудоустройстве выпускников? В настоящее время городская система
начального профессионального образования учитывает спрос на рынке труда,
поддерживает тесные отношения с Департаментом государственной службы
занятости.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Тема нашего сегодняшнего разговора – дети. А конкретно то как сделать так, чтобы наши дети были лучше, счастливее. Итак, тема моего выступления - ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
Уточним значение слова «ошибка». Если ты отрезаешь от какого-то целого куска часть и отклоняешься при этом на полсантиметра от задуманной линии, будет ли это ошибкой? »Вопрос не имеет смысла, и вот почему. Если нарезаешь для обеда хлеб, то ни ты, ни окружающие это ошибкой не сочтут. Но если вырезается подошва или стелька для тапочки на полсантиметра шире или длиннее, то это уже создает заметные неудобства и может считаться ошибкой. Если делается часовой механизм, то отклонение размеров детали даже в ничтожные доли миллиметра будет грубой ошибкой. Если делается разметка сада или огорода* то ошибка даже в полметра «туда-сюда» может не считаться заслуживающей разговора.
Как тебе, может быть, известно по опыту, существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к поведению, поступкам, действиям людей и результатам этих действий. В технике эти пределы кратко называют допусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек. Существуют представления о должном, разрешенном и запретном, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Существуют (устанавливаются неписаными или писаными правилами, законами) некоторые более или менее четкие или расплывчатые границы между «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Все отклонения в допустимых пределах не считаются ошибкой. Не должны считаться. Выход за эти пределы — ошибка. Но отклонения действий, поведения, реальных событий жизни от некоторой идеальной нормы всегда имеются. И всегда можно отметить усилия людей, направленные на то, чтобы случившиеся отклонения не вышли за нежелательные границы. Правильно говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Безошибочными будут не какие-то полностью заранее рассчитанные поступки, действия, окаменело-правильное поведение, а поведение, действия, поступки, хорошо регулируемые так, что они, их результаты не выходят за общепринятые границы допустимого. А что значит «допустимое-недопустимое», что хорошо и что плохо в деле выбора профессии?
Самое главное — выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо. Если ты допускает» такие противодействующие хорошему выбору условия (и если это от тебя зависит), значит, совершаешь ошибку. При этом надо не ахать, а, как отмечалось выше, прилагать регулирующие усилия, усилия по выходу из зоны «плохо» в зону «хорошо».
Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих), включая и недостаточную .самостоятельность в принятии решений; во-вторых, недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Рассмотрим эти причины более детально.
1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий. При таком подходе невольно возникает опасение застрять, затеряться. И учащиеся часто при этом ориентируются сразу на профессии высокой или высшей квалификации. Но ведь к высшей квалификации ведет некоторый путь. Его и надо высветлить в сознании, когда обдумываешь профессию. Вот идет главный механик по цеху. Он ввел много ценных преобразований в производство. Уважаемый всеми человек. А я знаю, я просто видел, когда он молодым парнем, почти мальчишкой, во время войны пришел впервые в цех. Здоров, как говорится, был, но ничего не умел. Дали ему тачку, и он стал возить из механического цеха стружку. Это было первое его «прикосновение» к заводской механике. Потом стал учиться. И вот теперь он в ореоле престижа. Но выбирал он не престиж. Он даже не выбирал. Он строил свой трудовой путь. Из сказанного не следует, что нужно идти и искать тачку. Но и бояться подобных вещей не следует.
Важно помнить, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий. И вполне естественно начинать восхождение с нижних ступеней. В любой сфере деятельности — практической, теоретической — происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Например, лучшим инженером становится тот, кто вначале был рабочим, бригадиром; лучшим руководителем — кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, а фарватер, путь в океане профессий.
Предрассудки чести. Предрассудок — это ложный, необоснованный взгляд, ставший привычным, само собой разумеющимся. В отношении профессий предрассудки проявляются в том, например, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными.
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Мнение окружающих, коллектива у нас принято уважать. Когда человека «наставляют на путь истинный» или увещевают, чаще прибегают к выражениям вроде: «Кто же так делает?», «Все считают, что...», «Смотри, как у других...» и т. п. Иначе говоря, мы довольно часто призываем друг друга делать, как все. Иногда и в самом деле это полезно. Почему же путь выбора профессии под влиянием окружающих мы рассматриваем как ошибочный? Потому же, почему одежду или обувь мы выбираем по своему размеру и вкусу, а не покупаем то, что подходит нашим товарищам. Надо разобраться в своих способностях, склонностях, возможностях их развития, примерить к себе данную профессию, узнав о ней как можно больше, и на этой основе сделать выбор.
Перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на самое профессию. Ученику нравится старший брат друга, летчик — остроумный, веселый, находчивый, подтянутый. Стараясь подражать во всем своему идеалу, наш ученик решает выбрать то же профессиональное занятие в жизни — стать пилотом гражданской авиации. Возможно, это и не плохо, но подражание человеку нельзя считать веским основанием для выбора профессии. Надо еще учесть, в частности, все особенности будничного труда летчика. Ведь главное, что должен и умеет делать летчик,— это не веселиться и острить, а подчинять себя строгому режиму. Он должен выдерживать длительные нервные нагрузки, обеспечивая точность и безопасность доставки пассажиров, грузов, должен не теряться в аварийной обстановке, превосходно знать и любить доверенную ему сложнейшую технику. Подобного рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так известно, что в профессии геолога учащихся часто привлекает возможность путешествовать, но они забывают или просто не знают о тяжелой повседневной работе геолога: длительное и кропотливое наблюдение, необходимость заниматься тончайшими измерениями, из месяца в месяц повторять одну и ту же поисковую работу в разных местах.
Профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, совершенно будничный труд, работа, ограниченная сроками, заданиями, указаниями режиссера, текстом порученной роли, не говоря уже о специфическом образе жизни (ночная работа, неизбежные переезды, связанные с гастролями, и т. д.).
Итак, важно проникать за зримые явления (или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрывать (усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст действительно веские доводы «за» и «против» выбора именно этой профессии, именно для тебя.
2. Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Разумеется, совокупность учебных предметов в школе подбирается так, чтобы по возможности хорошо подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Образование должно соответствовать культуре ((материальной и духовной). Но система учебных предметов все же не карта для ориентировки в мире профессий. Да, каждый учебный предмет имеет как бы профессиональный ореол. Но его еще надо раскрыть, раскопать. Он незрим. Виден не каждому. Например, есть такой учебный предмет — «иностранный язык». И есть немало профессий, для успешной работы в которых пригодятся склонности к языку и, конечно, знания и навыки: телефонист международной связи, проводник пассажирских вагонов международных сообщений, официант на судах дальнего плавания, наборщик, корректор, редактор специальной литературы, товаровед книг, информатор в отделе технической информации предприятия, учреждения, экскурсовод, переводчик, преподаватель иностранного языка и т. д.
Аналогичным образом за каждым учебным предметом можно усмотреть, построить более или менее обширный профессиональный ореол (в нем будут и профессии, очень тесно и непосредственно связанные с учебной дисциплиной — ядро ореола, и связанные менее тесно). И если ученик интересуется таким, например, предметом, как литература, то ему важно еще уточнить, какие реальные профессии, занятия за этим предметом стоят. Нет «литератора вообще», а есть преподаватель литературы, литературный сотрудник газеты (обрабатывающий материалы, поступающие в газету), редактор издательства, исследователь-литературовед, работник книжного, фонда библиотеки, библиотекарь массовой библиотеки, библиограф и т. д. Возможно, что любовь ученика к литературе в данном случае это всего лишь читательский интерес, совсем не связанный с желанием овладеть одной из перечисленных профессий. Любить книгу и читать в свободное время может человек любой профессии.
Если учащийся любит математику, то опять-таки ему важно подумать, какое с этим учебным предметом может быть связано трудовое занятие после окончания соответствующего учебного заведения: преподаватель математики, программист-вычислитель, инженер-программист, научный работник, экономист-математик?
Мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на перечне школьных учебных предметов. О многих профессиях могут не знать ни учителя, ни родители, ни товарищи. Каждый выбирающий профессию должен сам быть здесь разведчиком.
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Уже отмечалось, что в наш век бурного технического прогресса содержание труда быстро меняется. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. В современных машинах широко используются электрические, электронные, гидравлические, пневматические устройства, точные приборы. На все большем количестве трудовых постов рабочие существенно высвобождаются от энергетических (физических, силовых) нагрузок и выполняют функции наблюдения, контроля, управления. Рабочему при этом важно иметь хорошие познания в области основ наук, техники и технологии производства.
Например, в связи с переходом к литью под давлением, литью в постоянных формах, к точному литью в некоторых случаях вытесняются, отмирают профессии формовщиков ручной формовки и пр. Вместе с тем развиваются профессии рабочих по обслуживанию формовочных и литейных машин. Отмирают профессии кузнеца и молотобойца ручной ковки, развиваются профессии штамповщиков-прессовщиков.
Расширение парка электро- и автокаров приводит к отмиранию профессий возчиков, загрузчиков, засыпщиков и т. п. Внедрение соответствующих механизмов сокращает работу упаковщиков, укладчиков готовых изделий. Вместо человека начинает работать умная, ловкая техника, высвобождающая его для решения более сложных, не шаблонных задач.