Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием
на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы
человеческой деятельности. В сфере образования компьютерные технологии
все более становятся неотъемлемой частью образовательного процесса,
значительно повышая его эффективность.
На уроках математики компьютер и реализуемые с его помощью информационные технологии могут быть использованы с целью:
- индивидуализации и дифференциации учебного процесса,
- диагностического тестирования качества усвоения материала,
- визуализации учебной информации, моделирования изучаемых процессов и явлений,
- в тренировочном режиме,
- в обучающем режиме,
- в режиме cамообучения,
- для усиления мотивации обучения.
Для реализации этих целей на уроках целесообразно использовать готовые программные продукты – электронные учебники.
Наличие большого объема дидактического, методического,
информационно-справочного материала, возможность быстрого поиска по
тексту, наличие мультимедиа , возможность проведения компьютерного
эксперимента -все это делает электронный учебник более предпочтительным
по сравнению с обычным учебником. Например, электронный учебник
«Открытая математика. Функции, графики», также программа Master Function
(мастер функций) позволяют продемонстрировать график любой изучаемой в
школьном курсе математики функции, изучить свойства, показать
преобразования , продемонстрировать графические и аналитические
возможности решения уравнений и неравенств. Электронный практикум
«Координатная плоскость» дает возможность отрабатывать навык работы с
координатной плоскостью, строить различные фигуры по заданным
координатам, в список фигур добавлять свои . Интересны электронные
учебники по геометрии : «Уроки геометрии 7-11 класс. Виртуальная школа
Кирилла и Мефодия». Большое количество медиаиллюстраций, терминов и
понятий, тестов и проверочных работ- все это может оказать большую
помощь при подготовке и проведении уроков геометрии.
Не все готовые программные продукты в полной мере соответствуют запросам
учителя. Всегда хочется что-то изменить, внести какие-то новые
элементы, сделать варианты для более сильных или для более слабых. Эти
идеи можно реализовать путем создания своих собственных программных
продуктов.
С помощью программы Power Point мною подготовлены презентации
по различным темам школьного курса математики. Использование
презентаций – это , прежде всего, наглядность, эмоциональное восприятие
изучаемого материала. Включение в слайды иллюстраций, звука, видео,
использование анимации позволяет добиваться устойчивого внимания на
протяжении всего урока, четко организовать учебный процесс, экономить
время на уроке.
На уроках информатики в среде Microsoft Excel разработаны математические модели
«Решение уравнений линейного типа», «Решение квадратных уравнений». Для
получения результата на экране монитора достаточно ввести
коэффициенты в ячейки электронной таблицы, нажать клавишу «Enter» .
Модели использую на уроках математики при изучении соответствующих тем с
целью проверки знаний учащихся, контроля, самоконтроля. Более сложные
модели: «Решение уравнений методом деления отрезка пополам», «Задачи
оптимизационного моделирования», «Поиск решения» рассматриваются на
элективных курсах по математике в старших классах.
С целью осуществления контроля знаний обучающихся можно создавать тесты
с помощью специальных программ. Использование тестов на компьютере
снижает фактор субъективности при их проверке: оценку выставляет
компьютер. Со временем материалы , подготовленные к урокам,
систематизируются и дают возможность дальнейшего их использования.
Новые возможности появляются при использовании интерактивной доски и Интернет-технологий.
Такие инструменты интерактивной доски, как «Галерея», «Шторка»,
«Прожектор» и другие, возможность писать на доске специальными
маркерами вносят элемент новизны .
Интернет- технологии позволяют:использовать
информационно-справочные материалы, участвовать в различного рода
олимпиадах и конкурсах, предоставляют возможность дистанционного
обучения.
Для успешного использования ИКТ в учебном процессе необходим ряд
условий: наличие компьютерного класса, локальной сети в нем, мультимедиа
проектора. Подготовка уроков с использованием ЭВМ требует больших
временных затрат, особенно для учителей , не в полной мере владеющих
компьютером.
|